Перейти к содержимому

Регулярное обследование ГТС

1.1 Общая информация о системе обследования гидротехнических сооружений.

Оценка надежного состояния ГТС должна проводиться систематически, начиная со стадии проектирования, в ходе строительства в процессе эксплуатации и на стадии ликвидации гидротехнического сооружения. Большое значение в этом процессе придается регулярным обследованиям ГТС, выполняемые эксплуатирующими организациями, специализированными проектными и научно-исследовательскими организациями, отдельными специалистами-экспертами, а также проверке состояния сооружений органами надзора.

Всю систему обследований и проверок ГТС, в зависимости от их целей, задач и сроков можно подразделить на:

— осмотры силами эксплуатирующей организации в нормальных условиях эксплуатации, которые осуществляются в соответствии с разработанной документацией по ведению мониторинга безопасности ГТС, а также при подготовке сооружений к пропуску паводков, после прохождения паводков, при подготовке к осенне-зимнему периоду;

— осмотры и обследования после землетрясений и пропуска высоких паводков;

—  силами, привлекаемых эксплуатирующей организацией, специалистов научно-исследовательских институтов (НИИ), а также проектных организаций, с целью оценки прочности, устойчивости и эксплуатационной надежности гидротехнических сооружений, а также по выявлению причин появления конкретных дефектов в работе сооружений с целью разработки технологий их ремонта и уточнения режимов эксплуатации;

— инспекционные проверки состояния сооружений органами надзора за безопасностью ГТС;

— регулярные обследования гидротехнических сооружений.

1.2 Общая информация о регулярном обследовании.

Регулярное обследование гидротехнических сооружений организуется собственником или эксплуатирующей организацией (далее — Декларант), в соответствии с требованиями пункта 4 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020г. № 1892.

Целью регулярного обследования ГТС являются:

— оценка безопасности состояния и технической надежности ГТС на основе имеющейся документации, в том числе по проведенным ранее обследованиям, визуального осмотра и, при необходимости, проведения специальных натурных и лабораторных исследований;

— оценка достаточности принимаемых эксплуатационным персоналом мер по повышению уровня безопасности ГТС.

Основными задачами регулярного обследования являются:

— проверка технического состояния ГТС и организация эксплуатационного контроля и надзора за ними;

— выявление отклонений от проектных решений, повреждений, дефектов конструкций сооружений, изменений физико-механических свойств материалов сооружений, которые могут стать причиной аварий;

— определение достаточности запаса прочности и устойчивости ГТС в целом, и их отдельных элементов с учетом их состояния в период проверки, исходя из действующих нормативов;

— установление фактического состояния и достаточности для выполнения эффективных наблюдений КИА, установленной на объекте, регулярности ведущихся по ней наблюдений, обработки и анализа материалов наблюдений;

— проверка наличия и состояния проектной и эксплуатационной документации, а также документации в области предупреждения, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

— установления необходимости (отсутствие необходимости) декларирования безопасности ГТС в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о безопасности ГТС.

Объектами регулярного обследования ГТС являются: плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»(с изменениями на 19.12.2022г.).

В случае, если оценка работоспособности ГТС не может быть дана только по данным их обследования, рассматривается необходимость проведения инструментального обследования сооружений или их отдельных конструктивных элементов.

Работы по обследованию выполняются с соблюдением правил охраны труда и промышленной безопасности.

1.3 Порядок организации регулярного обследования гидротехнических сооружений.

Регулярное обследование ГТС проводится комиссией, создаваемой Приказом собственника или эксплуатирующей организации.

Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

По результатам регулярного обследования составляется акт по форме Приказа Ростехнадзора от 4 декабря 2020 года № 497 «Об утверждении формы акта регулярного обследования гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)».

Рис. 1 – Первая страница акта регулярного обследования.

1.4 Сроки и периодичность обследования.

Обследование ГТС проводится в течение календарного года до представления Декларации на экспертизу и не реже одного раза в пять лет.

В случае снижения уровня безопасности ГТС может подвергнуться внеочередному обследованию.

1.5 Порядок работы комиссии по регулярному обследованию ГТС.

1.5.1 Проверка наличия, состояния и качества ведения технической документации:

— утвержденной проектной документации (чертежи, пояснительная записка и т.д.) со всеми в них изменениями, в том числе проект эксплуатации ГТС и установки на них КИА;

— актов государственных и рабочих приемочных комиссий со всеми актами на скрытые работы по сооружениям и их элементам, исполнительными чертежами, в том числе по КИА;

— журналов авторского надзора (периода строительства);

— технических паспортов ГТС, служебных обязанностей эксплуатационного персонала;

— актов отвода земельных участков;

— правил эксплуатации ГТС (в том числе для водохранилищ – согласованные с другими водопользователями и водопотребителями);

— инструкций по эксплуатации ГТС и его механического оборудования;

— инструкций по эксплуатации КИА;

— журналов визуальных и инструментальных наблюдений за ГТС и их отдельными элементами;

— материалов обработки и анализа данных наблюдений за ГТС, отчетных материалов о натурных и производственных исследованиях и наладочных работах, проведенных привлеченными организациями и собственными силами,

— фактических продольных и поперечных профилей ГТС;

— технических отчетов периода эксплуатации;

— актов специализированных и плановых комиссий по обследованию ГТС и их элементов;

— предписаний органов надзора;

— диспетчерских графиков, графиков водоподачи и водораспределения, журналов учета воды и других документов;

— законов, регулирующих безопасность ГТС, правительственных документов,

— приказов и инструкций вышестоящих организаций по обеспечению надежности и безопасной эксплуатации ГТС.

1.5.2 Проверка оснащенности ГТС средствами измерений:

— соответствия оснащенности ГТС КИА требованиям проекта и действующим нормативным документам, своевременности их установки, сохранности и исправности;

— наличия и надежности работы средств и систем автоматизированного контроля по сбору и обработке результатов измерений и управления.

1.5.3 Организация контроля за ГТС.

Проверяется:

— производственная структура эксплуатационных подразделений и организаций, осуществляющих контроль за ГТС и гидромеханическим оборудованием, численный состав и квалификация персонала, осуществляющего эксплуатацию и контроль за работой ГТС;

— выполнение требований руководящей документации и указаний в части объемов и сроков проведения мероприятий по контролю за ГТС и их отдельными элементами.

1.5.4 Проверка технического состояния ГТС.

Проверяется:

— достаточность суммарной пропускной способности водопропускных сооружений гидроузла для пропуска максимального расчетного расхода;

К основным показателям технического состояния и работы ГТС относятся осадки, горизонтальные перемещения, напряжения, деформации, фильтрационный режим, максимальные горизонты бьефов, фактическая пропускная способность водопропускных сооружений.

К основным качественным диагностическим показателям относятся: состояние крепления откосов и гребня плотины; деформация, износ и коррозия бетонных, железобетонных и металлических элементов сооружений; наличие полостей и каверн в основании и теле сооружений; наличие и развитие трещин и других повреждений на гранях сооружений, в зонах сопряжения элементов сооружений и оснований с различными механическими и фильтрационными свойствами; протечки в водозаборных и водовыпускных сооружениях, следы выщелачивания бетона; засорение, зарастание, промерзание дренажных устройств; механические повреждения элементов водосбросного тракта и размывы русла в нижнем бьефе; повреждение и нарушение работоспособности гидромеханического оборудования, и.т.д.

Производится:

— осмотр сооружений;

— контрольные измерения и инструментальная съемка (в случае необходимости).

В зависимости от состояния сооружения могут также выполняться дополнительные виды работ, например:

— контроль качества с помощью неразрушающих методов;

— местные вскрытия арматуры в железобетонных элементах (для выявления её состояния);

— изъятия образцов материалов для выполнения лабораторных испытаний.

Обнаруженные при обследовании дефекты и повреждения конструкций оцениваются с точки зрения их влияния на несущую способность, долговечность, эксплуатационные качества сооружения.

1.5.5 Проверка выполнения плановых мероприятий и ранее выданных предписаний

по ремонту и реконструкции, а также по обеспечению надежности технического состояния и безопасности работы ГТС.

Проверяется:

— наличие утвержденного вышестоящей организацией плана мероприятий по ремонту

и реконструкции ГТС, достаточность в нем планируемых мероприятий для надежности и

безопасной эксплуатации ГТС, достаточность объема и своевременность их выполнения;

— учет ранее выданных предписаний, сведения о принятых мерах и их выполнении;

— качества произведенных ремонтов и их организация.

1.5.6 Проверка наличия и порядок использования списания и восстановления аварийных запасов материалов, инструментов и оборудования.

Проверяется:

— наличие Положения об аварийном запасе материалов, инструментов и оборудования ГТС;

— достаточность их объемов и соответствие Положению;

— их наличие, сроки хранения, годность, доступность погрузки и транспортировки при авариях.

1.5.7. Проверка наличия локальных систем оповещения при аварийных ситуациях на ГТС и готовность объекта к локализации, и ликвидации опасных повреждений.

1.5.8. Проверка комплектности и состояния документации по предотвращению, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

1.6 Оценка безопасности состояния и технической надежности ГТС.

Оценка безопасности обследуемых сооружений является главной задачей и итоговым результатом работы комиссии, которая фиксируется в акте обследования.

Оценка безопасности каждого конкретного сооружения, гидроузла осуществляется путем сопоставления имеющих место на момент обследования значений контролируемых показателей с принятыми в проекте.

Значения контролируемых показателей, определяющих прочность, устойчивость, водонепроницаемость и пропускную способность сооружений, а также его долговечность сопоставляются с соответствующими нормативными критериями безопасности для отдельных видов ГТС. При этом принимаются во внимание и учитываются закономерности и тенденции изменения значений контролируемых параметров системы «сооружение – основание», за которыми ведутся наблюдения в ходе эксплуатации, прямо или косвенно характеризующие состояние сооружения или происходящие в нем процессы.

Значения контролируемых параметров, установленные в результате натурных наблюдений и исследований, сопоставляются с ПДЗ. Номенклатура и ПДЗ контролируемых показателей состояния конкретного сооружения устанавливаются в проекте и уточняются в процессе эксплуатации объекта проектной организацией с привлечением научно-исследовательских организаций.

Расчеты по проверке соответствия сооружения требованиям нормативных документов выполняются заблаговременно организациями, эксплуатирующими ГТС, или по их заданию проектной или научно-исследовательскими организациями.

Комиссия, проводящая обследование, проверяет правильность выбора исходных данных, методики расчетов и нормативных критериев безопасности и, сопоставляя значения контролируемых показателей, дает оценку уровня безопасности ГТС, в соответствии с определением Приказа Ростехнадзора от 12 августа 2015 г. № 312 «Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по утверждению деклараций безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации»:

— при нормальном уровне безопасности ГТС соответствуют проекту, действующим нормам и правилам, значения критериев безопасности не превышают предельно допустимых для работоспособного состояния сооружений и оснований, эксплуатация осуществляется без нарушений действующих законодательных актов, норм и правил, предписания органов государственного контроля и надзора выполняются

— при пониженном уровне безопасности ГТС имеются: невыполнение первоочередных мероприятий или неполное выполнение предписаний органов государственного контроля и надзора по обеспечению безопасности ГТС и другие нарушения правил эксплуатации при прочих условиях;

— при неудовлетворительном уровне безопасности ГТС имеет место снижение механической или фильтрационной прочности, превышение предельно допустимых значений критериев безопасности для работоспособного состояния сооружений и оснований, другие отклонения от проектного состояния, способные привести к развитию аварии;

— опасный уровень безопасности ГТС наступает вследствие развивающихся процессов снижения прочности и устойчивости элементов ГТС и их оснований, превышения предельно допустимых значений критериев безопасности, характеризующих переход от частично неработоспособного к неработоспособному состоянию сооружений и оснований.

При этом оценка технического состояния и работы сооружений производится путем всестороннего анализа данных, полученных при обследовании.

После обследования ГТС комиссия делает выводы по организации его эксплуатации, где отмечается технический уровень организации; соответствие организационной структуры задачам обеспечения безопасности ГТС, требованиям нормативно-технической и правовой документации, в.т.ч. требованиям закона о безопасности ГТС; достаточность принимаемых мер по повышению безопасности сооружений, квалификацию кадров, их достаточность для обеспечения безопасной эксплуатации ГТС. Помимо указанного, делается вывод о необходимости (отсутствие необходимости) декларирования ГТС.

1.7 Выдача необходимых мероприятий по обеспечению безопасности ГТС.

Необходимы мероприятия по обеспечению безопасности ГТС (далее-Мероприятия) являются одним из основных результатов обследования, который включает в себя организационные и технические вопросы эксплуатации.

Мероприятия, намеченные в ходе регулярного обследования, вносятся в план работы эксплуатирующей организации на период действия очередного разрешения на эксплуатацию ГТС, утверждаемый в установленном порядке руководителем организации (собственника ГТС, эксплуатирующей организации — декларанта), выполнение которого контролируется надзорными органами.

Мероприятия могут в себя включать разработку или корректировку документации, проведение ремонтов или реконструкций, а также прочие вопросы безопасности ГТС.

1.8 Оформление акта регулярного обследования.

Результаты регулярного обследования ГТС оформляются комиссией в форме акта обследования по форме Приказа Ростехнадзора от 4 декабря 2020 года № 497 «Об утверждении формы акта рег обследования гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)», который подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации — декларанта.