Перейти к содержимому

О проекте мониторинга безопасности ГТС.

1 .Основные сведения о проекте мониторинга безопасности ГТС.

Мониторинг безопасности гидротехнических сооружений — это совокупность постоянных (непрерывных) наблюдений за состоянием безопасности гидротехнических сооружений и характером воздействия опасных факторов на окружающую среду.

Проект мониторинга безопасности разрабатывается в соответствии с РД 03-417-01 «Методические рекомендации по составлению проекта мониторинга безопасности гидротехнических сооружений на подконтрольных Госгортехнадзору России производствах, объектах и организациях», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 04.07.01 №27.

В состав документации по ведению мониторинга безопасности ГТС рекомендуется включать:

1 Проект мониторинга безопасности ГТС.

2 Инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов.

3 Аналитические сведения по результатам ведения мониторинга безопасности ГТС.

Проект мониторинга безопасности ГТС может выполняться как раздел проектной документации или как отдельная проектная документация на строительство (расширение, реконструкцию) накопителей жидких отходов.

Разработку проектной документации на строительство (расширение, реконструкцию) накопителей жидких отходов могут выполнять организации, имеющие лицензию Госгортехнадзора России на проектирование ГТС.

В проекте мониторинга безопасности ГТС отражаются: цели и задачи мониторинга, объекты мониторинга, состав и объем наблюдений, методика натурных наблюдений и обработки материалов (в том числе визуальных наблюдений; геодезического контроля; наблюдения за влиянием на окружающую среду накопителей жидких отходов, за их заполнением, технологией осветления, гидротранспортированием, сбросом); сроки начала и окончания наблюдений; график наблюдений (выполненный в виде таблицы, с указанием наблюдаемых параметров, исполнителя, периодичности, предельно допустимых значений), перечень КИА (КИП), квалификация и требования к эксплуатационному персоналу, проектная, эксплуатационная и нормативная документация, разрезы, схемы по накопителям жидких отходов, формы журналов наблюдений.

Проект мониторинга безопасности ГТС для эксплуатируемых накопителей жидких отходов (кроме случаев их расширения и реконструкции) может составлять эксплуатирующая организация.

Инструкцию о порядке ведения мониторинга безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов составляет эксплуатирующая организация с учетом требований Инструкции о порядке ведения мониторинга безопасности гидротехнических сооружений предприятий, организаций, подконтрольных органам Госгортехнадзора России (РД 03-259-98).

Аналитические сведения по результатам ведения мониторинга безопасности ГТС составляются по форме, утвержденной Госгортехнадзором России.

Рис. 22 – Титульный лист проекта мониторинга безопасности ГТС.

2. Порядок разработки и утверждения документации мониторинга.

В проектной документации мониторинга ГТС может определяться следующий перечень объектов мониторинга:

1 Сооружения (устройства), входящие в состав ГТС.

2 Системы сооружений (устройств), входящие в состав ГТС.

3 Основание ГТС.

4 Технологические процессы, происходящие на сооружениях и в системах.

5 Природно-климатические процессы, происходящие на участке расположения ГТС.

6 Служба эксплуатации ГТС.

7 Служба мониторинга ГТС.

8 Документация по ГТС.

Объектами мониторинга могут быть как сооружения (устройства) в целом: дамбы (плотины), прудки-отстойники, насосные станции, пульповоды и водоводы, противофильтрационные экраны по дну накопителя, нагорные канавы и руслоотводные каналы, аварийные емкости, водосбросные колодцы, коллекторы, водопропускные (водосбросные) сооружения и каналы и т.п., так и их составляющие части (конструктивные элементы).

Ведение мониторинга за природно-климатическими процессами необходимо для того, чтобы на базе накопленных фактических данных за ряд лет на конкретном накопителе делать более достоверные прогнозы о его дальнейшей безопасной эксплуатации (в частности, об объемах и динамике поверхностного паводкового водопритока, о сроках перехода на летнюю (зимнюю) технологию эксплуатации, водном балансе и т.п.).

Служба эксплуатации ГТС — одна из важнейших составляющих обеспечения безопасности ГТС, поэтому она может быть объектом мониторинга. Безаварийная работа ГТС возможна только в случае, если служба эксплуатации удовлетворяет таким условиям, как укомплектованность персоналом согласно штатному расписанию, техническая вооруженность, квалификационный уровень, исполнительская дисциплина в части реализации проектной технологии эксплуатации и предписаний контролирующих организаций и т.п.

Служба мониторинга ГТС обеспечивает информацией руководителей предприятий о состоянии ГТС. От достоверности и достаточности информации зависит своевременность и правильность принимаемых эксплуатационных технологических решений, а, следовательно, безопасность ГТС.

Документация по ГТС — важный элемент общей безопасности ГТС.

Документация по ГТС включает в себя: описание конструкции, технологии эксплуатации и текущего состояния ГТС, т.е. фактически содержит информационную модель (информационную проекцию) действующего или законсервированного гидротехнического сооружения.

Полнота, качество документации влияют на безопасность ГТС не прямо, а косвенно, поскольку именно на основе информации, содержащейся в документации, принимаются те или иные эксплуатационные решения, которые влияют на безопасность ГТС.

Кроме рассмотренного перечня объектов мониторинга, проектная документация мониторинга может включать и другие объекты.

Основной критерий отнесения элемента технической системы накопителя к объекту мониторинга — степень его влияния на безопасность ГТС.

Часть элементов ГТС может быть отнесена к объектам мониторинга на основе соответствующих нормативных документов.

Для остальных элементов проектная организация определяет на основе расчетов и опыта, насколько они влияют на безопасность ГТС и в какой степени их нужно контролировать.

В проектной документации мониторинга для выбранных объектов мониторинга приводятся обоснования выбора: ссылки на соответствующие нормативные документы или экспертные выводы на основе расчетов и анализа.

Для каждого объекта мониторинга рекомендуется определять перечень контролируемых параметров.

Для каждого контролируемого параметра рекомендуется определять:

1 Способ контроля — инструментальный или визуальный (экспертный). При инструментальном контроле разрабатывается проектная документация контрольно-измерительной аппаратуры (КИА), ее конструкция, схема и технология размещения, эксплуатации и т.п., являющаяся составной частью проектной документации мониторинга.

2 Периодичность контроля устанавливается в различные периоды существования объекта мониторинга. Указываются условия, влияющие на периодичность контроля.

3 Предельно допустимые значения (ПДЗ) — значения контролируемого параметра, определяющие состояние безопасности объекта мониторинга. Для каждого уровня безопасности задаются свои значения ПДЗ. Переход контролируемого параметра на более низкий уровень безопасности сопровождается изменением периодичности контроля, т.е. чем ниже уровень безопасности, тем чаще проводятся измерения контролируемого параметра. ПДЗ могут быть количественными и качественными. Количественные значения ПДЗ задаются для параметров, контролируемых инструментально. Некоторые ПДЗ получаются на основе расчета по результатам больших объемов инструментальных измерений. Например, запас вместимости в накопителе можно определить на основе обработки результатов топографической съемки и промеров глубин прудка-отстойника. Качественные значения ПДЗ задаются для параметров, контролируемых визуально. В последнем случае приводится перечень (качественная шкала, описание или образцы) признаков, соответствующих ПДЗ. Для различных периодов существования объекта мониторинга его контролируемые параметры могут иметь различные ПДЗ. Целесообразно определить эти периоды (условия и признаки их выделения), если в этом есть необходимость (например, ПДЗ уровней воды в пьезометрах изменяются с высотой намывной дамбы хвостохранилища).

Для параметров, контролируемых инструментально, приводится описание методик их измерения или даются ссылки на соответствующую нормативно-методическую литературу, которые прилагаются к проектной документации мониторинга. Для параметров, контролируемых визуально, могут применяться методики взвешенных экспертных оценок.

На основании анализа технического состояния ГТС делается вывод об их безопасности: надежное, удовлетворительное, аварийное.

Для контроля отбираются только параметры, которые в наибольшей степени характеризуют состояние безопасности объекта мониторинга.

В проектной документации мониторинга определяются способы идентификации (фиксация, обобщение, обработка, интерпретация и представление) в удобном виде (эргономичном) для восприятия человеком контрольной информации, снятой с контролируемых параметров объектов мониторинга.

В проектной документации мониторинга на основе необходимых объемов и характера работ определяются параметры службы мониторинга:

1 Штатное расписание.

2 Техническое обеспечение.

3 Нормативно-методическое обеспечение.

4 Квалификационные требования к персоналу.

Для повышения качества контроля службу мониторинга целесообразно исключить из состава службы эксплуатации ГТС и выделить как самостоятельное подразделение или укомплектовать из представителей других специализированных служб эксплуатирующей организации.

3 Рекомендуемый состав и содержание типовой проектной документации мониторинга.

В состав проекта мониторинга безопасности ГТС, как правило, включаются следующие разделы:

1 Введение.

2 Общая характеристика гидротехнических сооружений.

3 Состав, объем и функции системы мониторинга безопасности ГТС.

4 Сметная документация.

5 Приложения (чертежи).

Рис. 23 – Графическое приложение к проекту мониторинга безопасности ГТС (установка КИА).

Рис. 24 – Графическое приложение к проекту мониторинга безопасности ГТС (установка КИА).